Сезонность спроса — явление, при котором спрос на товар или услугу в определенный период времени повышается или понижается по сравнению с другими сезонами в году. На это влияют следующие факторы:
- времена года;
- праздники;
- школьные или университетские каникулы;
- климатические изменения;
- мода;
- сезонный рост определенных заболеваний;
- начало учебного года.
Зачастую на сезонность могут влиять сразу несколько факторов. Тем не менее, если товар востребован в определенные периоды года, спрос на него стабильно будет расти в указанном временном отрезке.
Как определить сезонность?
Методики проверки сезонности спроса на товар:
- Анализ продаж за предыдущие годы. Сбор статистики за прошедшее время показывает динамику продаж в течение года. Данным методом можно определить периоды понижения и повышения количества покупок, свидетельствующих о сезонности спроса;
- Использование онлайн-аналитики. В отношении товаров, реализуемых через интернет можно использовать онлайн-аналитику, чтобы проанализировать данные о продажах и трафике на вашем сайте;
- Использование открытых сервисов, анализирующих количество и динамику поисковых запросов. К таким платформам можно отнести, например, Гугл Трендс или Вордстат Яндекс;
- Исследование конкурентов. Если, собрав статистику, вы замечаете, что конкуренты изменяют свои маркетинговые кампании или снижают цены на конкретный товар в определенные периоды времени в году, это может свидетельствовать о сезонной пиковой активности на рынке;
- Опрос клиентов. Вы можете провести опрос клиентов, чтобы выяснить, когда и почему они покупают определенный товар. Данный метод исследования можно проводить онлайн, по телефону или прямым опросом. Несмотря на относительно высокую трудоемкость. Метод может дать довольно точные результаты.
Лучше всего картину поможет сформировать комплексный подход, то есть параллельное применение все указанных выше методов. Проанализировав полученные данные, можно сделать выводы о том, существует ли сезонность спроса на конкретный товар, и принять решение, об эффективном использовании полученных знаний на рынке.